Все подростки стремятся к независимости, и у них, как и в случае со взрослыми, одним из показателей свободы выступают деньги. В возрасте 13-15 лет подростку очень важно как на него смотрят и как его оценивают окружающие, он максимально подчинен правилам и нормам поведения, которые приняты в среде сверстников, полностью погружен в окружающее его настоящее, а вот представления о будущем имеет весьма смутные. Это тот самый возраст, с которого в компании начинают встречать по одежке. Попробуем разобраться, как начать вовлекать ребенка в мир финансовой самостоятельности и экономики семьи.
Ребенку, учащемуся в старших классах, уже можно начать выдавать личные деньги, с включенной в них частью расходов на развлечения и повседневную одежду, например, футболки, колготки, джинсы. Вряд ли первые попытки такого самостоятельного шопинга увенчаются успехом, но ведь когда-то начинать все равно придется, ведь так?
Выдавая сумму на одежду, можно сделать акцент на то, что, к примеру, дизайнерская этикетка увеличит стоимость покупки в несколько раз, но не факт, что пропорционально ее качеству. Так же стоит упомянуть, что на сэкономленные от покупки более простой одежды деньги можно купить что-то еще, или отложить эту сумму на другую покупку.
Попробуйте устроить ребенку тест: «бюджет на месяц». Выдать сумму, включающую расходы на одежду, мелкие нужды, «перекусы», проездные, сотовую связь и развлечения. Пусть ребенок попробует самостоятельно спланировать свои расходы в пределах установленного срока и выданной суммы. Можно предложить ему для облегчения учета своих трат завести специальную тетрадку, чтобы вносить потраченные ежедневно суммы. Сами не вмешивайтесь в процесс все оговоренное время, просто наблюдайте со стороны.
Если эксперимент удался, почему бы не начать выдавать ребенку деньги не только на личные нужды, но и на мелкие хозяйственные расходы? Поэтапно приучить свое чадо к этому процессу не сложно. На первом этапе выдавайте деньги перед походом в магазин в сопровождении четких инструкций о предмете и количестве покупок. На следующим этапе предложите ребенку стать ответственным за что-либо по хозяйству, к примеру, за наличие хлеба и молока в доме.
Если эти продукты в семейных закромах отсутствуют, ответственный должен это заметить и без каких-либо напоминаний с вашей стороны пополнить этот продовольственный пробел. Для этого необходимо предварительно высчитать необходимую ежедневную сумму для покупки этих товаров и выдать ребенку на руки сумму полностью на целый месяц. Не исключено, что, таким образом, чувствуя всю свою ответственность перед родителями, ребенок научится обращаться с деньгами.
Вполне нормальным в этом возрасте для ребенка может быть следующий диалог с родителями:
— Мам, хлеб кончается.
— Купи, пожалуйста, после занятий. И загляни в холодильник, что еще надо.
— Закончились сыр и молоко.
— Их тоже купишь?
— Куплю, только дай мне денег.
— Сколько?
— Рублей … должно хватить.
— Вот тебе двести, сдачу положишь на стол.
Дети в возрасте 13-15 лет уже отчетливо понимают, что деньги в карманах не растут, что работать — это сложно, но работая, можно заработать деньги. И когда они начинают работать сами, как-то сразу начинают ценить деньги, так как заработаны они собственным трудом. Очень часто финансовые проблемы родителей могут вызвать у ребенка стремление помочь своей семье, заработав собственные деньги, чем освободить родителей от лишних забот. Само по себе желание быть экономически самостоятельным и независимым — явление положительное, требующее поддержки со стороны родителей независимо от наличия или отсутствия материального кризиса в семье.
Однако не все родители одобряют ранее вовлечение детей в оплачиваемую трудовую деятельность. Сторонники этого вопроса рассматривают данный процесс как средство воспитания нравственности и правильных социальных установок у подростка, а так же как средство помощи семье и механизм закрепления семейных отношений. Противники включения подростков в оплачиваемую деятельность мотивируют свою отрицательную позицию приоритетом получения ребенком этого возраста, прежде всего знаний, что требует от школьников больших затрат сил.
Вообще, первой ступенькой воспитания деловых качеств у детей 13-15 лет должно стать искоренение потребительства во взглядах подростков. Поэтому не стоит бояться включать своего ребенка в обсуждение бюджета семьи. Для этого можно взять за правило проведение регулярных «экономических» мини-собраний, анализируя конкретные цифры семейных доходов, расходов и сбережений для того, что бы что-то приобрести. Так же можно при участии ребенка планировать доходы и расходы на будущий период. Главным положительным результатом подобных совместных обсуждений может стать осознание подростком того, что все приобретаемые материальные блага требуют трудовых затрат.
Практика
9 упражнений для развития финансовых навыков у детей 13-15 лет
от Джолайн Годфри — автора книги «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
- Умение экономить
Выясните, есть ли у ребенка долгосрочная «взрослая» цель, которая бы характеризовала его как независимого, самостоятельного человека. Например, поездка с классом на отдых. И объясните, что вы ждете от него вклада в достижение этой мечты уже сегодня. Часть денег на достижение цели должна быть собрана путем экономии. Пусть это будет маленькая часть, зато ребенок усвоит: финансовое планирование означает независимость. Обсудите с ребенком собственный опыт, связанный с умением или неумением экономить, а также его влияние на вашу жизнь и независимость. Проанализируйте состояние накоплений ребенка в его копилке.
- Умение вести счет деньгам
Попросите ребенка записывать в дневнике каждый потраченный или заработанный за день рубль. Обсудите его расходы. Спросите ребенка, какие выводы он может сделать о своем финансовом типе поведения и привычках. Что бы он хотел изменить или улучшить, от чего зависит его самостоятельность?
- Умение добиваться достойной оплаты своего труда
Дайте ребенку список из десяти профессий и попросите в Интернете выяснить среднюю зарплату по ним. Предложите ребенку узнать, сколько платят работнику без опыта и с десятилетним стажем.
- Умение тратить с умом
Объясните ребенку, что такое гарантия, оформляя ее при покупке техники. Попросите ребенка выяснить разброс цен на частные уроки. Объясните, что такое «импульсивная покупка» и почему шоколадные батончики и жвачку выкладывают возле касс.
- Умение говорить о деньгах
Поговорите о рекламных роликах, которые показывают во время любимых детьми передач. Попросите оценить их точность, честность и ценность. Обсудите разницу между накоплениями (сбережениями) и потреблением (расходами). Поговорите о том, что подразумевает каждое из этих понятий для окружающей среды и человека.
- Умение жить по средствам
Заведите отдельный бюджет для одного из любимых занятий ребенка. Поручите ребенку планировать и вести бюджет семейных вылазок. Пусть подсчитает расходы на все необходимое на целый день, в том числе на бензин, еду, чаевые, входную плату. Вначале выдайте ребенку наличные, чтобы расплачивался везде, где это потребуется. Если деньги у ребенка кончатся еще до вечера, не браните его — просто вернитесь домой пораньше и повторите упражнение через месяц.
- Умение вкладывать деньги
Когда вам попадаются статьи о компаниях, выпускающих любимые товары вашего ребенка, предлагайте ему почитать, а потом объясните, насколько рискованно вкладывать деньги в акции этих предприятий.
- Умение возвращать деньги
Дайте ребенку распечатку вашего счета по пластиковой карте и попросите подсчитать, сколько денег вы потратили. Попросите ребенка поискать в Интернете предложения банков по оформлению кредитной карты с наименьшим процентом.
- Умение с помощью денег изменять мир
Перед Новым годом подарите подростку посильную для вас сумму, чтобы он приобрел подарки для ребят из малоимущей семьи, которая живет с вами по соседству или дети из которой учатся в одной школе с вашим ребенком.