Пожилой возраст ко всем приходит одинаково, а вот пенсии в разных странах сильно отличаются друг от друга. Абсолютное большинство россиян уверены, что заслуга в этом принадлежит исключительно государству. Отнюдь… за рубежом об увеличении размера будущей пенсии в большей степени заботятся сами будущие пенсионеры. У иностранных пенсионных систем различные модели, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты. Это и государственное социальное обеспечение, и обязательное социальное страхование, и личное пенсионное страхование. Накопительные или распределительные схемы в чистом виде встречаются редко, как правило используются комбинированные, которые отличаются доминированием той или иной модели.
Накопительный эффект солидарности
В большинстве стран до сих пор преобладает пенсионная система, основанная на принципе «солидарности поколений», согласно которому пенсии выплачиваются из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. И уже обозначилась мировая проблема — рост нагрузки на государство в части пенсионного обеспечения. Международный валютный фонд подсчитал, что с 1960 по 2010 г. в развитых экономиках госрасходы на пенсии (по старости и страховые) выросли в среднем с 3,8% до 8,4% ВВП, а в развивающихся — с 2% до 5,6% ВВП. По прогнозу, в развитых странах увеличение профильных бюджетных расходов вырастет до 9,6% ВВП к 2030 г. и до 11% ВВП к 2050 г., а в развивающихся — до 6,5% и 8,3% ВВП.
Прогноз
Число пенсионеров в мире будет расти
Средняя продолжительность жизни в мире с 1950 г. выросла с 47 до 69 лет и, по прогнозам, к 2050 г. увеличится до 77 лет. К 2060 г. в мире не должно остаться ни одной страны с продолжительностью жизни меньше 60 лет. А к 2100 г. ожидается, что в 47 странах мира будут жить в среднем более 90 лет. Мировой экономике предстоит обеспечивать растущее число пенсионеров в условиях уменьшения трудоспособного населения и существенного увеличения нагрузки на соцсектор и здравоохранение.
Даже в тех странах, где преобладают негосударственные схемы пенсионного обеспечения, старение населения все равно косвенно увеличивает бюджетные траты — в первую очередь на здравоохранение и сопровождающую социальную инфраструктуру для престарелых людей.
Пенсионная система в США
В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы за свою экономически активную жизнь могут обеспечить себе не одну, а целых три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги тех, кто работает сейчас и уплачивает взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан.
Крупнейшая государственная пенсионная система США — общая федеральная программа, в которую вовлечены почти все занятые в частном секторе экономики, построена она на распределительном принципу. Эта программа действует с 1935 г. и в соответствии с законом о социальном страховании обеспечивает минимальную пенсию.
Накопительные системы. К ним относятся и государственные и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы обеспечивают граждан, работающих на правительство и местные органы. А занятые в частном секторе экономики участвуют в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы. Программу с установленными выплатами формируют отчисления работодателей без участия работников.
Пенсионные программы с установленными взносами финансируются как правило в равных долях предпринимателями и наемными работниками. У каждого участника при этом имеется свой персональный счет в пенсионном фонде и право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Участник также несет самостоятельную ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании, а право на пенсию появляется у него после 5-10-летнего стажа в компании.
Кроме этого, любой американец может открыть свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях и делать на него взносы, но не более $2 000 в год. Эти средства нельзя снимать до достижения возраста 59,5 лет, а после 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. Пока на этом счете копятся средства, они не подлежат налогообложению, но в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог.
Пенсионный возраст в США составляет 65 лет для лиц, родившихся до 1938 года. Однако в связи с увеличением продолжительности жизни в закон о социальном обеспечении внесли изменения о ступенчатом переходе на возрастной порог в 67 лет.
Пенсионная система Швейцарии
С 1972 года в Швейцарии работает многоуровневая пенсионная система. Первый уровень — государственный пенсионный режим, включающий страхование старости, инвалидности и лиц, потерявших кормильца. Обеспечение прожиточного минимума — главная функция данного режима, распространяющегося на все проживающее или работающее население страны.
Получать выплаты в рамках первого уровня пенсионной системы можно, только осуществляя регулярные отчисления в пенсионный фонд как минимум в течение года. Это обязаны делать все работающие лица. Безработные, официально проживающие на территории Швейцарии, также обязаны платить пенсионные взносы, начиная с 1 января года, следующего за годом, когда им исполнилось 20 лет.
Выплаты обычных пенсий первого уровня могут «экспортироваться»: швейцарским гражданам; выходцам из стран ЕС, уезжающим из Швейцарии на постоянное жительство в одну из стран ЕС; гражданам других стран, с которыми подписано соответствующее двустороннее соглашение (с Россией и другими странами бывшего СССР таких соглашений нет).
Второй уровень — дополнительный режим, отвечающий за выплаты пенсий работающим лицам. Он является обязательным для большинства работающего населения и означает, что выплаты в пенсионный фонд становятся обязательными, когда зарплата достигает определенного уровня, который фиксируется каждый год постановлением правительства. Самозанятому населению, имеющему свое дело, разрешается производить выплаты в факультативном порядке.
Основная цель этого режима — обеспечение пенсионерам того уровня жизни, который был у них до выхода на пенсию. На втором уровне обязательные пенсионные отчисления производятся с годовой заработной платы от 24 360 франков до 83 250 франков, причем эти цифры индексируются каждый год. Если человек зарабатывает в год 20 000 франков, он не обязан производить выплаты в пенсионный фонд. А зарабатывающий 150 000 франков в год, будет платить только с суммы в 83 250 франков.
По достижении пенсионного возраста из накопленного капитала выплачивается ежемесячная пенсия. Подсчет выплат производится с так называемым коэффициентом конвертирования, который также постоянно меняется и на данный момент составляет 6,85 % для женщин и 6,9% для мужчин.
Пенсионный возраст в Швейцарии — 64 года для женщин, 65 лет — для мужчин. В последнее время некоторые политические партии лоббируют поднятие пенсионного возраста до 67 лет.
Калькулятор
Сколько получают пенсионеры в Швейцарии
Если пенсионный капитал вышедшего на пенсию мужчины составляет 400 000 франков, он будет ежегодно получать 27 600 франков (1 120 284 руб.) — 6,9% от 400 000 франков (курс франка к рублю на момент написания этой статьи составлял 40,59 руб.). Ежемесячные выплаты составят 2 300 франков.
На референдуме в 2010 г. швейцарцы проголосовали против предложения о постепенном снижении коэффициента конвертирования до 6,4 % к 2016 году, что означало бы уменьшение пенсий. Человек, покидающий Швейцарию, имеет право получить весь накопленный пенсионный капитал в рамках второго уровня пенсионной системы. Однако, если он уезжает в одну из стран ЕС, то лишается данной возможности и будет получать стандартные ежемесячные выплаты. Забрать свой пенсионный капитал имеют право и лица, открывающие собственный бизнес, то есть меняющие свое рабочее положение с наемного работника на самозанятого. Еще один плюс второго уровня: до достижения пенсионного возраста часть пенсионного капитала может использоваться для приобретения основного жилья.
Третий уровень — индивидуальные пенсионные схемы. Здесь пенсионные отчисления доступны работающему населению (в одинаковой степени для наемных работников и для самозанятых) и носят добровольный характер. За участие в этой схеме государство предоставляет налоговые льготы, тем самым поощряя индивидуальные пенсионные накопления.
Этот уровень не является обязательным. Как показывает практика, люди, желающие обеспечить прибавку к обычной пенсии, открывают специальный пенсионный счет в банке. На этот счет они регулярно по мере своих возможностей перечисляют определенный процент заработной платы. Данные средства по желанию клиентов могут инвестироваться банками в различные рыночные инструменты (акции, облигации). Накопленный капитал на этих пенсионных счетах заблокирован до достижения пенсионного возраста. А суммы, перечисленные на них, могут вычитаться из налогооблагаемой базы.
Получить досрочную выплату пенсионного капитала возможно: за пять лет до достижения пенсионного возраста; в случае приобретения недвижимости; для выплаты ипотечного кредита; в случае открытия собственного дела; в случае отъезда из Швейцарии на постоянное жительство за границу; при получении пенсии по инвалидности.
Пенсионная система в Китае
Традиции Китая подразумевают прямую обязанность младших поколений содержать престарелых родителей. В сельской местности так и происходит — содержание пожилых родственников — долг молодых. Более того, в КНР действует закон о защите прав пожилых людей, в котором прямо сказано, что именно семья должна заботиться о своих пожилых родственниках.
В последние десятилетия значительно увеличилась доля городского населения. Так, в 2011 г. она превысила 50%, а это значит, что уже для большего числа людей потребуется поддержка в старости со стороны государства. Нынешняя система пенсионного обеспечения в КНР охватывает только небольшую часть городского населения.
Статистика утверждает, что пенсии в Китае получает лишь четвертая часть населения, достигшая пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 50-55 лет у женщин). Размер средней пенсии там колеблется в пределах 900-1360 юаней (5 472-8 269 руб.) (курс юаня к рублю на момент написания этой статьи составлял 6,08 руб.).
Реформа пенсионной системы в Китае уже давно является приоритетной из прочих экономических задач, стоящих перед руководством КНР. Так, на заседании государственного совета в 2011 году было заявлено, что уже к 2015 году в Китае завершится формирование государственной пенсионной системы. В существующей пенсионной системе страны имеется заметное расслоение по уровню пенсий. Пенсии госслужащих и остальных категорий населения значительно различаются. Стандарты ООН подразумевают, что население страны считается старым, когда число жителей старше 65 лет составляет 7%, а детей до 14 лет — меньше 30%. В Китае же, по данным их официальной статистики, уже в 2007 г. проживало 8,1% лиц старше 65 лет.
Ставка пенсионных отчислений в государственный пенсионный фонд равна 11% от заработной платы. За бюджетников отчисления в пенсионный фонд осуществляет государство. В частном секторе из зарплаты сотрудников в пенсионный фонд перечисляется 8% и еще 3% перечисляет работодатель. Право на пенсию по старости дает перечисление взносов в пенсионный фонд на протяжении не менее 15 лет.
В некоторых регионах КНР пенсионные накопления предприятия аккумулируют у себя и из этих средств в дальнейшем выплачивают пенсии. Происходят такие выплаты ежемесячно в размере 20% от средней зарплаты в данном регионе. В разных провинциях существуют разные ставки взносов и базовых начислений. С личного пенсионного счета (на котором находятся денежные средства, накопленные работником за трудовую жизнь) доплачивается примерно 60% от среднегодового заработка, рассчитанного на момент выхода на пенсию. Эта сумма индексируется с учетом инфляции.
Согласно международному исследованию центра Pew Research Center, увеличение доли пожилого населения беспокоит не только ученых-экономистов и демографов, но и обычных граждан по всему миру. Исследования о представлениях опрошенных относительно их уровня жизни на пенсии и взглядов на то, кто должен нести основную ответственность за пенсионное обеспечение, показало любопытные результаты: из всех попавших в выборку стран в России оказалось больше всего респондентов, возлагающих бремя выплаты пенсий исключительно на государство, и меньше всего тех, кто рассчитывает на достойный уровень жизни в старости. Это говорит о том, что готовность россиян самим заботиться о жизни после окончания трудовой деятельности очень низка.
Выходит, что только от личной активности зависит размер нашей будущей пенсии и жить пенсионеру там хорошо, где он сам позаботился о своей финансово спокойной старости.