В этой статье мы представляем вам опыт одного путешествия (Томск — Германия — Бельгия — Голландия — Германия — Томск). Он может оказаться вам полезен, поскольку на наши грабли вы уже не наступите. Плюс — это оградит вас от ненужных телодвижений и трат.
Скажу вам, что в Европе все-таки желательно хоть какое-то знание английского языка. С помощью элементарных фраз из разговорника уже можно спросить дорогу и сориентироваться. Нам отказывали только в одном случае из двадцати. Так что не стесняйтесь спрашивать! А теперь — несколько обещанных советов, выстроенных в форме алгоритма.
Словарик
Лоукостер (от англ. low cost — низкая стоимость) или дискаунтер — авиакомпания, бизнес-модель которой основана на предоставлении максимально низкой цены за перелет.
1. Покупаем билеты
Это лучше сделать заранее. И обязательно купить билет сразу в оба конца — так выходит дешевле. Тем более, если рейс транзитный (а в Европу из Томска иначе пока никак: нам пришлось лететь до Москвы, пересаживаться на рейс в Германию и таким же путем обратно). Билеты можно купить через сайт авиакомпании, можно через всем известные сайты-агрегаторы.
План «Б»
Когда мы выбрали приемлемый вариант по стыковочным рейсам, он нас все равно не устраивал — слишком долгим было время ожидания между перелетами (до 8 часов и больше). Поэтому мы отправились в агентство по продаже авиабилетов, где нам нашли вариант на 20 тысяч (!) дешевле и с ожиданием не более 3 часов.
2. Бронируем отель
Спрашиваю коллег-международников, которые собаку съели на перелетах и бронированиях:
— А есть какие-нибудь сайты, на которых можно забронировать гостиницу за рубежом?
— А чем тебе «Букинг» не угодил? — отвечают мне вопросом на вопрос…
А вскоре я и сама убедилась, что этот сайт (от англ. to book — бронировать) весьма удобен и прост, и в его базе сосредоточено такое количество предложений по гостиницам мира (если быть точной — 544 458), что искать что-то другое не нужно. К слову, реклама сайта красуется аккурат за скульптурной группой Рембрандта «Ночной дозор» в Амстердаме. Интерфейс интуитивно понятен: набираешь город, в который хочешь поехать, указываешь даты, количество дней и ночей, а также параметры, которые будут наиболее приемлемы для вас — стоимость за ночь, звездность отеля, количество требуемых комнат, а компьютер выводит все подходящие варианты. Обычно их более, чем достаточно. Даже за три дня до поездки мы находили весьма приличные предложения.
Главное достоинство сайта — отзывы туристов. Их там почти 40 миллионов. Я так и выбирала отели — читала, далеко ли они от центра, шумно ли там, вкусно ли кормят, часто ли убирают, вежливый ли персонал. Совпадение с реальностью — 100%. После проживания в отеле сайт предлагает заполнить маленькую анкетку-отзыв. 70% гостей это охотно делают и оставляют достоверные сведения, потому что понимают, что когда-нибудь им самим потребуются рекомендации очевидцев.
Меня, например, сразил такой отзыв про Hotel Groeninghe в Брюгге: «Лучшее расположение и при этом тихий район (мы всегда быстро находили дорогу домой, т.к. отель недалеко от собора, который видно отовсюду); хозяева отеля — замечательные люди, которые хлопочут о тебе, как о родном, варят кофе и яйца по утрам, подсказывают нужные магазины и кафе, всегда рады видеть. Отличные завтраки (со свежей клубникой, домашним вареньем, хорошим выбором сыра, колбасы и фруктов, по утрам пахнет маффинами…). Полотенца и простыни меняли каждый день (вообще не помню, когда нас еще так баловали)! Комнатку бы побольше чуть-чуть, но для Брюгге это в принципе норма. Главное — все необходимое есть (кроме холодильника, но хозяин отеля тут же предложил воспользоваться своим, который расположен на кухне на 1-ом этаже)». Как вы правильно догадались, в этом отеле мы и остановились, о чем ни разу не пожалели.
План «Б»
Как оказалось, карты не всех платежных систем принимаются при бронировании (в разных отелях по-разному). Лучше, если у вас есть запасной вариант — другая карта. Сразу же после бронирования из отеля нам пришло письмо о том, что кредитная карта платежной системы Mastercard недоступна и средства по какой-то причине не списаны, и предложили ввести данные другой карты или выбрать иной способ оплаты. Мы оперативно решили проблему, введя данные карты Visa. Администратор в отеле сразу же подтвердил получение средств. На ресепшене мы просто показали паспорт и нас заселили в выбранные номера.
3. Составляем маршрут до отеля
Добраться от вокзала до отеля — не особенная проблема. На том же сайте, где искали отель, после вашего бронирования автоматически будет предложено распечатать маршрут от места вашего прибытия (вы зададите его сами) до отеля с указанием остановок общественного транспорта и номеров маршрутов или подробный пеший вариант. Стоит ли идти пешком, вы поймете, сориентировавшись по времени (для каждого отрезка пути указано количество минут, за которое его можно пройти). Приложение Google maps поможет вам сориентироваться поточнее.
Если приложения нет, можно спросить у прохожих (люди всегда откликаются!). Помочь в поиске может и какая-нибудь достопримечательность рядом с вашим отелем (около нас, например, разместился писающий мальчик, поэтому найти наш отель вообще не составило труда). А в Брюгге прямо на вокзале был информационный центр для туристов, где нам подробно разъяснили, куда идти (ищите стойки или информационные табло со значком «i» (information).
План «Б»
В Брюсселе оказалась хитрая система транспорта: бронируя отель в 22.00, компьютер выстроил нам маршрут от вокзала, указав номер трамвая — 32. Приехав на место, мы, как порядочные туристы, начали искать остановку этого трамвая. Через 15 минут беготни туда-обратно мы поняли, что найти ее не можем, и обратились к персоналу в кассе. Оказалось, что утром «брюки превращаются» — то есть маршрут номер 32, курсирующий в вечернее время, утром ездит по абсолютно тому же пути под номером 2!
4. Выбираем достопримечательности
Это тоже лучше сделать загодя, еще до выезда, поскольку вы сможете выбрать самое интересное и распланировать поездку по дням, что очень удобно. Набрав в поисковике «достопримечательности такого-то города», вы увидите множество разных сайтов, блогов и т. д. с фотографиями, опять же сможете прочитать отзывы. Или возьмите распечатки с собой, потратив на чтение время в самолете или ожидание между рейсами.
Прибыв на место, сразу раздобудьте карту местности (она обычно бесплатная и лежит в отеле на ресепшене, либо в любом информационном киоске. Если соберетесь в Амстердам, обратите внимание, что на бесплатной карте города обозначены не все улицы, а только крупные. Город большой, на стандартный лист А3 не помещается, поэтому издатели решили сэкономить на бумаге).
План «Б»
Если времени на обзор достопримечательностей мало, а посмотреть хочется максимум, рекомендуем вам взять билет на tourist bus — практически в каждом крупном европейском городе такой автобус курсирует по городу, останавливаясь у разных достопримечательностей. В него можно сесть на любой остановке его маршрута, выйти, полюбоваться артефактом и снова сесть на следующий tourist bus.
«План В»
В Амстердаме мы «влипли» с дождем. С площади музеев нам нужно было добраться до дома Рембрандта, расположенного довольно далеко от нашего местонахождения, но никто на мои просьбы помочь не реагировал, да и кому это надо — объяснять что-то, стоя в луже под зонтом! Последней надеждой был продавец пирожков в киоске. Узнав, куда нам надо, он вздохнул и сказал: «Oooh, it`s not so easy» (это не так легко) и посоветовал взять bicycle taxi (велосипедное такси). Стоило оно 6 евро на человека (обычный трамвай стоил 2 евро), но нам было уже все равно. Зато мы успели в музей до закрытия.
Кстати!!! Почти все музеи в Европе работают до 17.00, поэтому планировать посещения надо заранее!
5. Получаем скидки и бонусы
Во многих городах распространена карта гостя (выглядит, как кредитная карта с чипом), которая дает право на бесплатное посещение основных достопримечательностей (причем без очереди!), а также кучу скидок, включая проезд на транспорте. Купить ее можно на вокзале или в информационном киоске, коих очень много встречается в посещаемых местах. Можно взять карту, действующую в течение 24 или 72 часов. Мы взяли последний вариант на троих и сэкономили около 200 евро.
План «Б»
Отправившись в музей Ван Гога в Амстердаме, мы взяли свои карты гостя (Holland Pass) и радостно собрались пройти без очереди. Однако специально обученные люди в униформе нас вежливо остановили, указав на 4 линии очередей перед входом. «У вас какая карта»? — спросили они. — Вам сюда», — и указали на очередь для тех, у кого была карта с правом зайти без очереди (справедливости ради отмечу, что длиннее всего была линия из людей без всяких карточек и билетов, которые просто стояли в кассу). Глядя в ожидании по сторонам, я подметила, что вариант «совсем без очереди» таки существовал! Так пропускали людей с электронными билетами — то есть бумажными распечатками из интернета, с сайта музея Ван Гога.
6. Едим дома
Иногда проще перекусить в отеле, чем тратить немалые деньги на обед (его стандартная цена — 20 евро). Поэтому мы сразу осведомлялись у местных жителей или хозяев отеля о местонахождении крупного супермаркета и наслаждались выбором и ценами. В Германии это — Real или Penny Markt, в Амстердаме — Albert Hein, в Бельгии — Carrefour. Кстати, в нем мы набрали прекрасного бельгийского шоколада и трюфелей, изготовленных под этой же самой маркой Carrefour на порядок дешевле, чем все это стоило в бутиках в туристической зоне.
План «Б»
Маркеты обычно работают до 22.00. А в выходные — до 20.00. Не зная об этом, мы однажды уткнулись носом в закрытые стеклянные двери и, наплевав на все, пошли есть пиццу на ночь…
7. Перемещаемся между городами
Маршрут передвижения между городами мы составили заранее и все билеты купили на железнодорожном вокзале в Германии. Продавец оказался очень приветливым и подсказал нам купить bahncard (жд карта скидок), поскольку с нашим маршрутом это было выгодно — мы сэкономили 25%. Хотя, честно говоря, поезда — не самый дешевый вид транспорта в Европе. Лучше искать варианты с автобусами или самолетами лоу-костеров.
«План Б»
Поезда в Европе ходят четко по расписанию. И иногда стоят на перроне всего 3 минуты. Поэтому опаздывать на них чревато. Когда мы возвращались в Германию, на нашем пути на перроне не горело табло отправки. Мы чисто по-русски подумали: «Наверное, сломалось» и продолжили ждать (кстати, вместе с нами так же думали примерно 20 других европейцев, бродящих по перрону). Когда до отправления осталось минуты три, я, заподозрив неладное, побежала к информационному киоску и, извинившись перед очередью, спросила по-английски, что случилось. Операционист с невозмутимым видом сказала мне: «А, так там путь изменился»… Бежали мы, как застигнутые в поле грозой… Запрыгнули в вагон, и поезд тронулся. В этот момент мы в сотый раз оценили, что значит знать языки… По-немецки-то мы ни бум-бум…
8. Получаем такс-фри
Tax Free (такс фри) — это возможность вернуть часть денег за приобретенные товары путем возврата суммы налога на добавленную стоимость (НДС). Возврат производится за товары, приобретенные иностранными гражданами при обратном пересечении границы той страны, в которой были сделаны покупки. Сумма покупки в разных странах отличается: в Голландии это 70 евро, а в Бельгии нужно купить вещь стоимостью не менее 125 евро, чтобы получить Tax Free. Если вы путешествуете по шенгену, то Tax Free вы получаете в последнем пункте, из которого выезжаете.
То есть, если вещь куплена в Бельгии, а выезжаете вы в Россию из Германии, то вернут часть денег за покупку в аэропорту Германии, причем по налоговому законодательству этой страны. Поскольку ставки в разных государствах отличаются, где-то можно выиграть больше денег. Мне в Бельгии начислили около 45 евро, а в Германии вернули лишь 30. Но все равно приятно. Итак, после того, как вы что-то купили в магазине, входящем в европейскую систему Tax-free Shopping, продавец оформит вам Tax-free Cheque (такс-фри чек). С ним вы подходите к соответствующей стойке в аэропорту (предварительно получив штамп таможенников) и оформляете возврат. Кстати, если вы захотите получить наличные деньги, с вас удержат 3%, поэтому лучше назвать номер кредитки. Деньги приходят в течение трех дней.