Онлайн-услуги нравятся мне все больше. «Госуслуги», электронный полис ОСАГО лишают тебя удовольствия от общения с людьми, которые удовольствия от общения с тобой не испытывают. Поэтому задание редакции взять заем через сайт в интернете я воспринял как крайне легкое. В офлайне мне давно ничего не дают из-за ужасной кредитной истории, так что и на онлайн-займы я не надеялся. Но беда пришла, откуда не ждали.
WEB-банкиры
В Рунете сайтов и лендингов с предложением сейчас, быстро и без проблем взять кредит сотни, если не тысячи. В попытках привлечь клиента многие сегодня идут на беспрецедентные меры: первый заем обещают выдать бесплатно, без процентов. Не знаю, у меня ни разу не получилось. Наберите в поисковике и получите море хорошо сделанных, быстро работающих лендинг-сайтов. Однако нужно быть готовым и уметь применять некоторые технические средства.
От вас обязательно потребуют личную фотографию с развернутым на первой страничке паспортом. Телефон и адрес электронной почты. Скрины или фото странички с пропиской, фотографию банковской карты, если вы хотите получить деньги перечислением на нее. Кроме того, вам придется рассказать, где и кем вы работаете, дать координаты работодателя и подписать согласие на проверку вашей кредитной истории в БКИ.
Одним словом, идет все та же стандартная, как во всех МФО, проверка вашей кредитоспособности. На кое-каких сайтах даже появляются онлайн-консультанты, которые предлагают спрашивать, «не стесняясь». Ей богу, чуть не спросил: «Что на вас сегодня надето?»
Консультант Ольга:
Здравствуйте! Я помогу вам оформить заем, пожалуйста, спрашивайте, не стесняясь.
Я:
Зачем так много сканов документов, это затрудняет получение займа.
Ольга:
К сожалению, все операторы заняты, пожалуйста, подождите и мы обязательно ответим. Ваше обращение очень важно для нас.
Я:
Да уже не надо отвечать, я все заполнил. (Ольга, похоже, пропустила мои слова мимо ушей).
Ольга:
К сожалению, это обязательное условие.
Я:
А как долго продлится проверка реально?
Ольга:
Заявки рассматриваются в порядке очереди. В среднем время рассмотрения занимает 15 минут. По некоторым причинам компания оставляет за собой право увеличить время рассмотрения заявки. Пожалуйста, ожидайте! Ответ по заявке вы можете посмотреть в личном кабинете. Также вам будет направлено СМС-оповещение.
Продолжаю болтать с Ольгой, пока идут 15 минут.
Я:
А можно на работу не звонить хотя бы? Зачем им знать, что я беру заем?
Ольга:
Принимается автоматическое решение. Консультант не выдает такую информацию.
Я:
И чем вы тогда отличаетесь от уличных займов? Та же канитель: отсканируй, сфотай, прикрепи и жди неизвестно сколько. Я 10 минут только одно фото свое гружу и еще не загрузил, а вокруг меня ходит работодатель, которому совсем необязательно знать, что я нуждаюсь в деньгах.
Ольга (пропускает вопрос про МФО и работодателя):
Вероятно, у вас проблемы с интернетом. Проблем по сайту не наблюдается. Загрузка фотографий происходит в течение нескольких секунд.
Оцените качество обслуживания. Про 15 минут — вранье. СМС приходит через 8 часов: «Сожалеем, в займе отказано. Мы не разглашаем причину отказа. Можете обратиться повторно позднее или подать сейчас заявки в другие МФО (адрес сайта)».
Для очистки совести на автомате повторяю ту же процедуру на других сайтах веб-кредиторов. Карта, скрины, адреса, фото, телефоны… Один пунктик на каком-то лендинге меня, правда, напряг: «Я согласен на безакцептное списание денежных средств с моей банковской карты в целях возврата суммы Микрозайма и выплаты процентов по нему, а при наличии просрочки — пеней».
Надо было под этим поставить галочку. Этим ребятам я сообщаю номер моей карты и три цифры CVV-кода (некоторые кредиторы для проверки информации даже снимают у меня по рублю с карты), кто знает, что придет им в голову сделать с моими деньгами? Могут не только не дать кредит, но и взять, сколько захотят! Но пока финансовый бог милует меня. Ответы приходят примерно одинаковые: «Андрей Михайлович! Спасибо за обращение. По вашей заявке принято отрицательное решение».
В сотый раз благодарю свою плохую кредитную историю: с ней очень сложно попасть теперь в какую-нибудь финансовую кабалу. Собираюсь докладывать редактору о невыполненном задании, но тут начинается ужас.
Офлайновые последствия
Один за одним идут телефонные звонки с московских, федеральных или даже с неопределяемых номеров:
— Добрый день, я представляю Совкомбанк…
— Добрый день, беспокоит Тинькофф-банк, у нас есть…
— Добрый вечер…
А у нас уже ночь…
— О, простите, меня зовут Виктор, СКБ-банк, уникальное предложение, кредит под…
Хочется позвонить в УФАС, нажаловаться на незаконные телефонные звонки, на которые я не давал никакого согласия. Хочется заявить в прокуратуру: все-таки разглашена без моего согласия персональная информация. Хочется, наконец, далеко послать всех этих милых людей, потому что они не дают работать, спать, общаться с детьми…
На электронную почту начинает сыпаться всякая дрянь…
На телефон приходит гора СМС примерно одного содержания: «Мы вам не откажем, получите деньги у нас — sms-банкир»; «Ответ по займу — 14 500 рублей одобрено! Получите на …(адрес сайта)».
Я думаю, какое огромное количество людей — психологов, райтеров, программистов, SEO-оптимизаторов, консультантов и бог знает еще кого — заняты в этой чудесной индустрии, которая все глубже и глубже затягивает российский народ в долговую яму…
Мне хочется посмотреть им в глаза, пристыдить, спросить, есть ли у них дети и каким они видят будущее страны… Но вместо этого я пишу рекомендации…
Инструкция
Если вы решили взять онлайн-заем
1. Заведите отдельную банковскую карту для этого и не держите на ней никаких денег, кроме необходимых для расчета с веб-кредитором.
2. Заведите специальную электронную почту, иначе на ваш рабочий адрес начнут приходить бесконечные предложения о выдаче кредита.
3. Очень важно: заведите отдельную сим-карту или даже телефон, чтобы общаться с потенциальными кредиторами. Когда надобность в займе отпадет, просто отключите телефон или выбросите сим-карту, иначе замучают…