Когда путешественник попадает в чужую страну, ему требуется путеводитель или как минимум карта местности. Примерно также ощущает себя ребенок, делая первые шаги в мир финансовых понятий, определений и взаимоотношений. Ребенок среднего школьного возраста 9-12 лет — это не только быстрорастущий организм, но и стремительно развивающееся внутреннее «Я» с попытками самовыражения и проявления независимости, развитием общественного сознания, формированием не связанных со школой увлечений. Вот уж действительно — огромное поле для родительского творчества и грамотных экспериментов!
Что нового в таком возрасте должны узнать о финансах школьники? На первый взгляд, их интересует только одна сторона — тратить деньги. Они обсуждают между собой, кому и сколько дают родители «на карман», совершают разные, порой бестолковые, покупки, занимают друг у друга небольшие суммы, пытаются на что-то копить.
Некоторые умудряются примерить роль бизнесмена, как, например, мой сын. 2 года назад он, как и многие его сверстники, был «болен» комиксами про Человека-паука, коллекционные карточки от которых заполонили всю детскую. Как-то застала его за таким занятием: сидел и клеил из картона подобие кармашков, заполнял их картинками с супергероями по какому-то только ему ведомому принципу.
Когда я спросила, к чему вся эта деятельность, прозвучал вполне серьезный ответ: «продавать буду». Насколько я помню, ему удалось пристроить не больше 2-х наборов, на этом тема продаж была закрыта. Но вот что порадовало в этой истории, так это то, что ребенок творчески подошел к процессу и не просто сложил товар «кучками», а попытался придать товарный вид, продумал и сделал упаковку.
Ближе к 12 годам дети очень отчетливо начинают осознавать социальное неравенство, равно как и то, что у разных семей разное количество денег и разные статьи расходов. И если так сложатся обстоятельства, что подросток получит возможность легального заработка денег, это может стать ощутимым шагом в развитии уверенности в себе, а также подспорьем родителям, если ребенок будет в состоянии покрывать ряд своих трат самостоятельно.
Когда я работала над этой статьей, мне стало интересно, имеет ли мой сын и его одноклассники, ученики 5-го класса, представление о деньгах и бюджете, выдаются ли им карманные деньги и как они их тратят. Была составлена анкета с простыми вопросами и передана классному учителю, согласившемуся помочь в сборе информации. Ответы детей, касающиеся термина «деньги», оказались достаточно полными и скорее всего дублировали слова, когда-то сказанные родителями.
Большинство назвали «деньги» бумажками или средствами, на которые живет семья, тратит на разные нужды и на которые можно купить что угодно. Из оригинальных ответов: «Деньги — это мусор, но полезный»; «Деньги — это все!»; «Деньги — это метод выжить».
Вопрос, касавшийся карманных денег, поставил меня в тупик, так как я была удивлена, что многим детям их просто не дают. Но те, кто их получает, имеют в среднем в своем распоряжении от 50 руб. в день, но не более 200 руб. в день. Как правило, тратятся «карманные» на обед в столовой или мелкие личные вещицы. Только четверо из двадцати четырех детей копят «карманные» деньги на что-либо.
Творческий вопрос «Если бы вам дали 15 000 рублей, как бы вы ими распорядились?» выдал множество интересных вариантов: четверо детей положили бы их в копилку, трое купили бы новые телефоны, еще четверо сразу бы потратили на себя и подарки родителям, пятеро полностью или половину суммы отдали бы родителям. Одна девочка 12 000 руб. отдала бы в детские дома и лишь 3 000 руб. потратила на одежду для себя, другая вложила бы всю сумму в фонды детских больниц, лечащих опасные и страшные детские болезни, а еще одна купила бы немецкую овчарку.
Мальчики были более настроены на предпринимательство и выдали свои варианты. Так, например, один купил бы фингер-парки (игрушечный скейт-парк, по которому можно кататься на фингерборде (скейтборд для пальцев рук) и давал бы другим кататься за деньги. Этот же мальчик уехал бы на эти деньги в другую страну, где нет школы. Другой молодой «предприниматель» вложил бы их в бизнес с пометкой «белый». И только один подумал о благотворительности и решил отдать всю сумму на пожертвования бедным животным.
И, наконец, определение слова «бюджет» почти всех озадачило. Пятнадцать из двадцати четырех вообще не знают, что оно обозначает. Семеро ассоциируют бюджет с деньгами, которые находятся в личном владении, в семье или у предприятия, а также с зарплатой. А вот два ответа заслуживают дословного упоминания: 1. «Бюджет — это экономия денег и их грамотная трата»; 2. «Бюджет — это сбережения». Если городской, то это городские деньги, на которые строят дороги и т.д.
Какие финансовые умения уже можно вырабатывать у детей в это время?
Самое время в этом возрасте донести до ребенка и понимание стоимости вещей. Он должен знать, что все в окружающем мире имеет свою цену. Почему бы не предложить ему поработать семейным бухгалтером, собирать все чеки и расписывать в тетрадке общие траты за месяц. За такую работу ему можно даже платить небольшую зарплату, а это будет формировать у ребенка представление о заработанных деньгах.
Не исключено, что ребенок этого возраста проявит инициативу и предприимчивость. К сожалению, не имею возможности привести пример на эту тему про детей своих знакомых из Томска, но зато очень показательна история нашего родственника-мальчугана, живущего в Германии. В возрасте 11 лет он разместил на местном сайте своего города объявление о том, что оказывает услуги по выгулу собак и мытью машин. Кстати, как рассказывала мама начинающего бизнесмена, помыть машину в этом немецком городке на автомойке стоит 5-6 евро, а мальчик предлагал ручную мойку за 3 евро. И желающих было немало, так как в Германии детская инициатива работать очень даже приветствуется.
Практика
6 упражнений для развития финансовых навыков у детей 9—12 лет
от Джолайн Годфри — автора книги «Как научить ребенка обращаться с деньгами»
- Умение вести счет деньгам
Доверьте ребенку заполнять за вас квитанции об оплате коммунальных услуг — за квартиру, за электричество. Вместе с ним подсчитывайте суммы, которые вам необходимо уплатить. Выберите один постоянный вид расходов (походы в кино, покупка любимых книг или видеофильмов), по которому ребенок будет сам вести учет затрат. Пусть представляет, в какую сумму вашей семье обходится то или иное развлечение.
- Умение тратить с умом
В большом магазине организуйте игру «Поиск сокровищ». Пусть ребенок найдет вещи на заданную тему по минимальной цене — например, бумажник для приятеля. Покажите, как читать этикетки знакомых для детей товаров (кормов для домашних животных, чипсов, сока). В каком виде эти товары обходятся дешевле: если покупать по одной упаковке, по нескольку упаковок, вразвес? Обсудите разницу между потребностями, желаниями и мечтами.
- Умение говорить о деньгах
Предложите ребенку написать короткую пьеску о том, как герой одолжил деньги другу, а тот не вернул их вовремя. Выделите время на разговоры о финансовых перспективах семьи в экстренных случаях. Спросите, нет ли у ребенка вопросов о деньгах.
- Умение жить по средствам
Определите бюджет для покупки школьных принадлежностей, затем возьмите ребенка в магазин и предложите придерживаться бюджета. Определите бюджет на то, что интересует ребенка — книги, диски, предметы для коллекционирования. Попросите ребенка рассказать, как он потратит деньги, а затем попросите отчитаться, предложив предоставить чеки.
- Умение вкладывать деньги
Сделайте вырезку из деловой газеты или распечатайте с делового сайта материал о доходах одной из известных компаний, знакомых ребенку, например, «Кока-Кола». Объясните ему, сколько денег компания потратила на маркетинг и рекламу, чтобы получить в результате такой высокий доход.
- Умение проявлять предприимчивость
Прочитайте ребенку рассказ о предпринимателе, превратившем увлечение в бизнес. Поиграйте с ребенком в игру «Монополия» или в другой вариант этой настольной игры.