В Турции во многих семьях небольшие деньги начинают дарить на праздники уже младенцам. Родители складывают их в детскую копилку, а через несколько лет вручают ее ребенку. В Германии разработаны государственные рекомендации, в каком возрасте какую сумму стоит выдавать. Мы продолжаем разговор о том, как развить у ребенка финансовую самостоятельность. Сегодня речь пойдет о подростках.
Сложность включения подростка в финансовую жизнь семьи заключается в следующем: с одной стороны подросший ребенок уже хочет независимости, а с другой — еще плохо ориентируется в картине мира. Задача родителя здесь — найти баланс. Предоставить своему чаду возможность принимать решения, а заодно и увидеть их последствия, и в то же время — умеренно дозировать количество ответственности.
Мы уже говорили о том, что в 10 лет ребенок вполне готов справляться с оплатой своего проезда и обедов, разовыми выходами в магазин и ведением семейной бухгалтерии. Соответственно, к 13 годам можно постепенно усложнять задачу. В качестве эксперимента предложите подростку самому купить себе повседневную одежду. Сумму выдайте из расчета средней стоимости.
Заранее обсудите соотношение цены и качества вещей, а также расскажите о возможности приобрести одежду на сезонной распродаже. Уточните, что выданной суммы хватит на комплект недешевой одежды. Но если удастся найти способ купить вещи дешевле, оставшиеся деньги можно потратить на свое усмотрение.
В этом возрасте лучшим способом научения будут не столько разговоры с родителями в теории, сколько реальный практический опыт. Поэтому не торопитесь «подстилать соломку» — ребенку нужно совершить ошибки. Лучше если он спустит карманные деньги в 14 лет, чем останется без еды в 18 лет. Предоставьте ребенку возможность самому найти выход из затруднения в том случае, если он не уложится в бюджет или потратит деньги не по целевому назначению.
После разовых акций можно перейти к тренировке планирования. Попробуйте выдать ребенку карманные деньги, предназначенные на оплату проезда, обедов, развлечений, сотовой связи сразу на весь месяц. Обсудите, какая сумма будет несгораемым лимитом, предназначенным на жизненно необходимые проезд, питание и связь. Поговорите, как можно справиться с соблазном потратить все и сразу.
Классический способ — составить примерный бюджет на месяц и вести учет расходов. По сути вы даете ребенку инструменты на стадии планирования. Дальше позвольте ему принимать самостоятельные решения. Пусть подросток сам решает, будет ли он вести учет на бумаге или в голове. Возможно, самоуверенность возьмет верх, и первый месяц станет месяцем проб и ошибок. Не вмешивайтесь, просто наблюдайте за ребенком со стороны. Если попросит о помощи — не отказывайте, будьте на его стороне. Но воздержитесь от нравоучений и поступков, которые обесценят решения подростка. Пусть учится в безопасных условиях, в семье.
Подробности
Карманные деньги в Германии
Чтобы родителям было легче сориентироваться, государством разработаны рекомендации о размере еженедельного «дохода» детей:
- 4-5 лет — 50 центов в неделю
- 6-7 лет — от 1,5 до 2 евро в неделю
- 8-9 лет — от 2 до 3 евро в неделю
- 10-11 лет — от 13 до 16 евро в месяц
- 12-13 лет —от 20 до 22 евро в месяц
- 14-15 лет — от 25 до 30 евро в месяц
- 16-17 лет — от 35 до 45 евро в месяц
- 18 лет — 70 евро в месяц.
Когда планирование личного бюджета станет для подростка привычным делом, доверьте ему более важное дело — предложите взять на себя ответственность за определенную статью хозяйственных расходов семьи. Можно, например, следить за наличием в доме хлеба и молока, покупать их самостоятельно. Сумму, ежедневно необходимую на эти покупки, рассчитайте заранее и выдайте ребенку сразу на месяц.
Важно, чтобы ребенок делал покупки без напоминаний с вашей стороны. Запаситесь терпением и слайсами на случай «бесхлебных» дней. Оставайтесь на стороне ребенка, не ругайте за отсутствие нужных продуктов в доме. Огорчайтесь, ищите варианты замены, говорите о том, что неудобно «есть суп без хлеба». Пусть подросток понимает, что вы его не столько тренируете, сколько доверяете ему.
Словарик
Импульсивная покупка — это спонтанная покупка товара. Четкого плана «купить» при осуществлении импульсивной покупки у человека нет. Желание появляется при виде товара или в результате специального маркетингового хода.
Особенно сильное стихийное желание купить возникает в больших магазинах самообслуживания. Обилие товаров оказывает гипнотизирующее воздействие на покупателя. Расслабляющая медленная музыка побуждает не спешить и больше времени посвятить выбору.
Параллельно рассказывайте о разных жизненных «хитростях». Поговорите о том, почему опасно идти в магазин голодным. Расскажите, что такое импульсивная покупка, тогда подростку станет понятно, почему шоколадные батончики и жвачку выкладывают возле касс.
Если у вашего ребенка есть долгосрочная большая цель, например, поездка с классом на отдых, скажите ему, что ждете от него посильного вклада. Речь идет не о достатке семьи, а о возрастающей роли ребенка. Подумайте, каким может быть его вклад. Возможно, он соберет часть нужной суммы путем экономии. Обсудите с ребенком собственный опыт, связанный с умением или неумением экономить, а также его влияние на вашу жизнь и независимость.
Лучшим примером для подростка остаетесь вы, родители. Поэтому когда ребенок учится планировать личный бюджет, важно держать под контролем бюджет всей семьи. Можно проводить регулярные «экономические» собрания, обсуждая на них семейный бюджет, анализируя дебет и кредит. Планируйте расходы и доходы на следующий месяц. Благодаря честному и открытому разговору родителей у подростка будет формироваться свое отношение к деньгам.