Дом без воды, тепла, света и канализации — это шалаш, в котором вряд ли возможна комфортная жизнь даже с милым. Но за столь привычные блага цивилизации надо вовремя платить поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Какого же качества услуг мы вправе требовать после их оплаты, каким образом можно оптимизировать расходы на содержание жилья в многоквартирных домах и можно ли вообще не платить за ЖКХ, в рубрике бесплатной юридической помощи рассказывает адвокат Елена Земцева.
Обязанность платить за жилое помещение и коммунальные услуги, основания и порядок оплаты регулируется статьей 153 Жилищного кодекса РФ.
Собственники, наниматели обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (расходы на капитальный ремонт сегодня мы не рассматриваем).
В частности, к плате за коммунальные услуги закон относит плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставку бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления).
Оплатили? Требуйте качества!
Закон, обязывая граждан платить по счетам, предоставляет и право требовать оказания услуг надлежащего качества от исполнителей*. Коснемся в частности такого актуального вопроса, как подача горячей воды.
Например, установлено, что отключать горячую воду можно в следующих пределах: на 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали — на 24 часа подряд. По санитарно-эпидемиологическим требованиям установлено, что отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток в период ежегодных профилактических ремонтов.
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Названные санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды возбудителями вирусных и бактериальных инфекций, которые могут размножаться при температуре ниже 60°С.
Это означает, что исполнитель — например, УК (управляющая компания) — самостоятельно и произвольно не может увеличивать сроки отключения, а по температуре горячая вода должна соответствовать санитарным требованиям. Нарушение требований к качеству предоставления услуг является основанием для перерасчета их стоимости, а также возмещения ущерба, если таковой имеет место быть.
На правила предоставления коммунальных услуг, услуг по содержанию жилья распространяются положения Закона о защите прав потребителей в Российской Федерации. При оказании услуги ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать выплаты (пеня, штраф), предусмотренные этим законом, в том числе компенсацию морального вреда. Неустойка положена даже в том случае, когда исполнитель нарушил правило о регистрации заявления потребителя о ненадлежащем качестве услуги.
При отказе исполнителя удовлетворить требования потребителя об уплате неустойки (пени) потребитель вправе обратиться в суд. При удовлетворении иска потребителя суд также взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от присужденной потребителю суммы. По фактам нарушения правил предоставления коммунальных услуг потребитель имеет право обратиться в прокуратуру и Роспотребнадзор.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в соответствии со ст. 7.23 Кодекса об административных правонарушениях РФ влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц.
В настоящее время установка приборов учета потребления воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию обязательны. Штрафы для граждан пока отсутствуют, но если обязанность уже установлена законом, то в перспективе возможно введение ответственности за нарушение**. По показаниям прибора учета оплата взимается за фактически потребленное количество электроэнергии, воды, тепла. Бережное отношение к этим ресурсам позволяет снизить затраты на коммунальные услуги — чем меньше расход воды, тем меньше объем и водоотведения.
Например, тарифы на электроэнергию, поставляемую в ночное время, отличаются от тарифов на дневное электричество. Существуют и приборы учета, которые позволяют фиксировать время потребления.
Еще один пример: горячая вода подается со значительным отклонением по температуре, а гражданин платит за нее в полном объеме. Доказательством факта нарушения норм температуры подачи горячей воды могут быть данные счетчиков, фиксирующих температуру воды. Эти сведения могут быть одним из доказательств по искам о возмещении вреда здоровью, например, при ожогах.
Прибор учета должен соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Исполнитель не вправе отказывать в установке подобного счетчика, отказ можно обжаловать в судебном порядке.
А если не платить?
Граждане, которые в силу своего имущественного положения не в состоянии вносить оплату за жилое помещение вправе обратиться в органы социальной защиты за предоставлением субсидии по оплате услуг***.
Перерасчет при качественном предоставлении коммунальных услуг возможен при временном(более 5 полных календарных днейподряд) отсутствии потребителя в жилом помещении и при отсутствии приборов учета, ноне производится за услуги:
- отопления и газоснабжения жилых помещений;
- за общедомовые нужды.
Для подтверждения факта временного отсутствия потребителя необходимо предоставить документы, например, проездные билеты к месту отпуска и обратно, но не позднее 30 дней с момента возвращения.
За нарушение сроков оплаты услуг, в том числе за внесение неполной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ****.
Согласно статистике Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области по взысканию денежных средств в счет долга по жилищно-коммунальным услугам складывается тревожная динамика.
В 2011 г. на исполнении находилась 41 тысяча исполнительных производств; в 2012 — 44, 5 тысячи; в 2013 г. — 51,5 тысячи; за 8 месяцев 2014 г. — 47,9 тысячи.
Соответственно растут и суммы взыскания: 2011 г. — 444 миллиона рублей; 2012 г. — 495 миллионов; в 2013 г. — 579,6 миллиона; за 8 месяцев 2014 г. — 601,5 миллиона (цифры указаны с учетом остатка исполнительных производств, возбужденных в прошлые годы).
Чтобы повысить эффективность взыскания, УФССП применяет прежде всего принудительные меры, с которыми судебные приставы работают всегда, — арест счетов, арест и реализация имущества, обращение взыскания на заработную плату и пенсию, постановления об ограничении выезда за пределы РФ.
Также УФССП подписаны соглашения с поставщиками коммунальных услуг, которые подразумевают проведение совместных рейдов.
* Порядок предоставления коммунальных услуг регулируетсяПостановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
** В соответствии с законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
*** В Томске это Областное государственное бюджетное учреждение «Центр социальной поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг», расположенный по адресу Тверская 74.
**** В порядке, установленном ч. 14. ст. 15 Жилищного кодекса РФ