Поломка компьютерной техники может превратиться в долгую и весьма затратную историю для тех, кто не отличает жесткий диск от материнской платы. Многочисленные обращения пострадавших от «Срочной компьютерной помощи» заставили меня рискнуть своим нетбуком и немножко нервами.
В моей холостяцкой квартире тогда еще не было нормальной кровати, а нетбук уже был. Мощных компьютеров мне хватало на работе, а этот маленький домашний портативный скрашивал мое одиночество вечерами, заводил на сайты знакомств и вел переписку с дамами, которые вместо своих фотографий ставили в аватарку снимки Мадонны.
Мой нетбук падал с кровати, когда она появилась в спальне, ловил со мной в палатке вай-фай на «Томском коллайдере», помнит безроутерные времена, когда одна девушка носила его на руках из комнаты в комнату под песню «Нравится мне, когда ты голая по квартире ходишь…»….
В общем, нетбук дорог мне, как память, хотя, конечно, сейчас он не стоит и трети тех 11 тысяч рублей, которые я когда-то отдал за него. У него давно скончался аккумулятор и поэтому он не «отходит» далеко от моего рабочего стола и электрической розетки. Поэтому, когда встал вопрос, что именно из компьютерной техники отдать в ремонт подозрительной фирме, которая предлагает «срочную компьютерную помощь», вариантов не было — нетбук.
Но терять его безвозвратно я не собирался. Поскольку экран его гас сразу по выключении из розетки из-за абсолютно пустого аккумулятора, то и жалоба для «ремонтников» придумалась быстро. — У меня гаснет экран, нетбук шумит, а экран гаснет, — сказал я приятному женскому голосу, который позвонил мне ровно в 18.40 того дня, как я оставил заявку на одном из многочисленных сайтов (megabook-tomsk.ru / asus-tomsk.ru / tomsk-apple.ru / acer-tomsk.ru / tomsk-samsung.ru / fixprof.ru / pirax-tomsk.ru).
«Рога и копыта»
В заявке я указал желательное время звонка — 18.30. Номер, с которого звонили, почему-то был с московским префиксом (495) 215 10 03, но дама на том конце провода (хотя какие теперь концы и провода) довольно хорошо была знакома с томской топографией.
— К вам в офис подъедет наш курьер и заберет нетбук, оставит договор, его услуги для вас бесплатны, — ворковала женщина.
— Диагностика у нас стоит 550 рублей, но она будет бесплатной, если вы согласитесь на ремонт.
Это был первый звоночек, который я поначалу пропустил мимо ушей. Еще не видя моего компьютера, женщина была уверена: стоимость ремонта будет кратно больше 550 рублей.
На следующий день ровно в 11.00, как и договорились, возле моего офиса бродил худенький паренек в белой ветровке. Соловьев Е.В, как стало ясно тут же. Прямо на улице, не осматривая нетбука, он забрал его, выдав взамен договор, в котором было написано ручкой только мое имя (даже не фамилия), телефон и его имя. Там же, в договоре стояла уже другая цена за «аппаратную диагностику» — 1 200 рублей.
В остальных грамотно составленных пунктах бланка договора все было пусто: в каком состоянии принят нетбук, на что жалуется владелец, из договора было понять невозможно. Хорошо хотя бы, что на договоре стояла печать московской фирмы «Диском» и значился телефон томского офиса 90-27-51 (с 10 до 20 без выходных). То, что люди действительно работают без выходных, я узнал чуть позже. В договоре был и адрес фирмы: Карташова 60/1, оф.57, но точно под ним была звездочка с примечанием «Посещения офиса по предварительному звонку».
Рога и копыта лезли отовсюду в этом договоре. Уже было ясно, что собственного сервисного центра, ремонтной зоны, штата квалифицированных работников у фирмы нет. Офис, скорее всего, снят для отвода глаз, почему и может посещаться только по предварительному звонку. Таким людям не то что нетбук, на проезд передать в маршрутке страшно, но у контрольной закупки свои правила, поэтому общение с нечистыми на руку «ремотниками» продолжилось уже на следующий день.
Они позвонили и уже чувствовали себя хозяевами положения. Моя «дорогостоящая» техника была у них, мое описание проблем нетбука как «шумит, но не включается экран» полностью соответствовало уровню «чайник». Меня можно было разводить по полной программе.
— Мы провели аппаратную диагностику, — сказал мне молодой мужской голос. — У вас сгорел видеочип. Есть два варианта: заменить — 8 400 рублей — или ремонтировать тот, что есть, это будет стоить 6 400 рублей.
Но я-то прекрасно знал, что вся проблема моего нетбука в плохом аккумуляторе. Он стоит около 2 тысяч рублей.
— Мне надо подумать, — сказал я.
Во-первых, я никуда не торопился, во-вторых, мне и правда надо было подумать. Одно дело, когда редакция соглашается оплатить тебе цену «аппаратной диагностики», а другое, когда требует заплатить мошенникам как минимум в 5 раз больше.
— Так ли тебе дорог твой нетбук? — засомневался главный редактор, когда я озвучил порядок цифр.
Ремонт «по ошибке»
Нетбук был дорог мне не так. Совсем по-другому. Но не петь же ему песню «Градусов». Договорились брать мнимых ремонтников измором. Два дня я не отвечал на звонки с московских номеров. Они были счастливы, когда я, наконец, ответил.
— Денег нет на ремонт, — сказал я «Скорой компьютерной помощи». — Поэтому давайте я вам заплачу просто за диагностику 1 200 рублей. Скажите, когда подъехать…
Они сказали, что нетбук привезут из закрытой для меня ремонтной базы вечером в 19.00. Но позвонили уже в 16.30 и сказали, что случилось непредвиденное.
— Наш ремонтник по ошибке отремонтировал ваш нетбук. Да, и очень недорого получилось. Вам надо будет заплатить всего 4 600. Цены «за ремонт» понижались просто в ежедневном режиме. Мне даже захотелось лично познакомиться с человеком, который запросто по ошибке может отремонтировать видеочип исправного нетбука.
— Хорошо, — сказал я. — Приеду, посмотрю, чего он там отремонтировал. Но денег у меня нет, ребята, правда.
— Вы только зарядку от нетбука не забудьте, — забеспокоился голос.
Тут я стал думать, что, возможно, они даже не заглядывали в мой нетбук и заехал домой за сетевыми проводами. Вечером того же дня я стоял у территории закрытого со всех сторон элитного жилого дома ТСЖ «Банкир» по адресу ул. Карташова 60/1. По иронии судьбы люди, занимающиеся обычным разводом на деньги, сидят на бывшей территории главного финансового регулятора РФ — Центробанка.
Никакой вывески, говорящей об услугах срочной компьютерной помощи, не было. Но домофон на железной ограде отозвался на цифру 57, и тот же мужской голос предложил пройти. Дальше холла меня, правда, не пустили. В пустой комнате с окошком «прием-выдача аппаратуры» одиноко лежал мой нетбук.
— Вы зарядку принесли? — поинтересовался молодой человек хипстерской наружности в клетчатой рубашке.
— Принес, а как же вы его включали? — интересуюсь я.
— На нашей ремонтной базе, куда у вас доступа нет, есть любые провода, — сказал хипстер. — А здесь у нас только выдача, здесь никаких проводов нет, — и подсоединил мой нетбук к сети.
Старина не подвел меня. «Случайно отремонтированный» нетбук не включился вообще. Все было точно так, как я описывал по телефону: нетбук шумел, экран не включался. Я был немного огорчен, хипстер был просто вне себя, но держал себя в руках. Мой злосчастный нетбук не удавалось впарить мне даже по демпинговым расценкам.
Взгляд изнутри
В интернете много описаний технологий обмана клиентов «ремонтниками компьютеров». Вот как описывает технологию работы один из несостоявшихся ремонтников.«В городе появились мошенники, которые под видом ремонта компьютеров и ноутбуков вымогают деньги у граждан. Ноги растут в основном из Москвы и Питера. Мастера в подавляющем большинстве неместные. Будьте бдительны не попадайтесь на удочку мошенников!!!
В сентябре 2014 г. закрылась фирма, в которой я работал 7 лет системным администратором, так я оказался в поиске новой работы. На Avito нашел привлекательное объявление, созвонился. По телефону мне сказали, что трудоустройство официальное, зарплата от 40000 рублей и выше. Надо ездить по физ- и юрлицам и ремонтировать компьютеры. Меня все устроило, и я пошел … устраиваться на работу.
Заполнил анкету. Поговорил с директором (представилась как Алия), она сказала, что мне надо сначала пройти обучение, что несколько удивило, т.к. мое резюме более чем перекрывало потребности в ремонте компьютеров на дому. Проверка на профпригодность — это понятно, компьютер починить и т.д., а вот обучение — странно. Хотя быстро все стало понятно. Под обучением имелось в виду, что первое время я буду ездить с более опытным мастером и смотреть, как он ремонтирует компьютеры.
Парень назвался Валентином и мы поехали на первый заказ. По дороге я слушал наставления. Что мы работаем строго по прайсу и цель — максимальное количество позиций включить в счет клиенту. На первом заказе компьютер был заблокирован СМС-баннером. Но Валентин сказал, что вирус повредил систему и ее надо переустановить. Показал клиентке цену в прайсе — 390 рублей. И она сказала: «Переустанавливайте. Как будет готово – позовете». И ушла в другую комнату.
Поставив ноутбук на переустановку, Валентин объяснил, что теперь надо подготовить акт о работах. И вписал в первую строку: «Установка Windows с дистрибутива заказчика — 390 рублей». Вторым пунктом сразу написал: «Установка драйвера 290 рублей х 17штук – 4 930рублей».
Следующим пунктом: «Настройка биос — 800 рублей; Установка Microsoft Office — 550 рублей; Установка антивируса — 800 рублей; Переразбивка жесткого диска — 500 рублей; Форматирование жесткого диска за раздел — 400 рублей х 2 — 800 рублей; Перенос данных – 350рублей за Гбайт х 11 — 3850 рублей; Итого: 12 620 рублей».Увидев акт, женщина пришла в шок и спросила, почему получилась такая большая сумма, ведь ей называли цену 390 рублей, на что Валентин объяснил, что кроме установки Windowsделаются еще обязательные работы — все строго по прайсу и продемонстрировал прайс. Потом сказал, что может сделать скидку 10% и тогда получится всего 11300 рублей. На это клиентка сказала, что на такую сумму она не рассчитывала и таких денег дома у нее нет. Оказалось, что у нее есть 8000 рублей. Валентин предложил заплатить 8000 рублей, а остаток отдать в течение недели, о чем следует написать расписку. Женщина отдала деньги и расписку, и мы вышли из квартиры. Я сказал Валентину, что работать у них не буду. И он поехал дальше по заказам».
Надо ли говорить, что этой картой я не воспользуюсь никогда? Что когда мне понадобится реальная компьютерная помощь (а она уже надобится!), «обращусь я к друзьям», либо в официальный сервисный центр, где есть свидетельства, лицензии, прейскурант и прочие атрибуты легального сервиса…